На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 645 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

Но "Героев" так и не присвоили: Было бы не 28, а больше трупов. Как простые пассажиры спасли людей в пущенной под откос "Авроре"

Пассажиры скоростной "Авроры", когда произошло крушение, не стали беспокоиться о багаже, не стремились спастись первыми. Старались помогать друг другу, не оставались в стороне от беды. В итоге, хоть никого из них и не наградили "Героями", тем не менее они были самыми настоящими Героями - людьми, помогавшими друг другу.

В 1988 году скоростной поезд "Аврора" состоял из вагона-электростанции и выгонов "самолетного" типа. Экспресс, отличавшийся нетипичной для советских поездов сине-белой расцветкой, "бегал" со скоростью 180 км/ч.

"Аврора", которая обогнала в 1965 году "Красную стрелу", украшала передовицы газет того времени. В конце 1980-х вообще повсюду витал "ветер перемен", и потому технические рекорды встречали на "ура".

16 августа 1988 года, утро. Валентина Григорьева с двумя детьми торопится в Москву. Как назло, день не задался с самого начала. И соседей не могли дождаться в Ленинграде, чтобы ключи вернуть. Потом автобус опаздывал. А на вокзале уже надо было быть несколько минут как. Валентина Григорьева очень боялась опоздать на поезд.

Но все же после мелких неурядиц, волнений и суеты, Валентина и ее дети прибывают на вокзал. Ровно в четыре часа дня "Аврора" отправляется в Москву.

Не пошли за шоколадкой - и остались целы

"Мы ехали уже около двух часов. Кто-то из пассажиров принес из вагона-ресторана знаменитый советский шоколад "Вдохновение". Мама предложила: давай сходим за шоколадом, - вспоминает события того дня дочка Валентины - Ксения. - Но было так жарко, что идти не хотелось".

Пожар из вагона-ресторана перекинулся на другие вагоны. На тот момент пожарные машины не смогли оперативно добраться до места. Фото: скрин с Twitter

Позже она поймает себя на мысли: "Хорошо, что не пошли. Вагон-ресторан сгорел едва ли не весь".

"Недалеко от Бологого наш вагон сильно затрясло, он накренился и замер, - вспоминает Валентина. - У нас сильных разрушений и раненых не было. Мальчик потерял ботинок, ему дружно его вернули".

Хроника событий

11:00, Москва. Машинист путеизмерительного вагона № 203 только что отправил срочную телеграмму путейцам из Бологого. Утром он расшифровал ленту прохода своего вагона из Ленинграда в Москву и увидел проблемы на 307-м - 308-м километрах. В телеграмме он требовал ограничить скорость движения поездов до 25 км/час.

16:00, перегон Березайка - Поплавенец, 307-й км. Заступив в смену, старший дорожный мастер совершал ежедневную рутинную работу - обходил и выправлял железнодорожные пути. Перегон Березайка - Поплавенец был слабым местом Октябрьской железной дороги. Как потом станет известно, его несколько лет не ремонтировали. На рельсовых стыках крепеж был разболтан, где-то отсутствовали фиксирующие гайки, рельсовые линии перекошены. Починка при высоких температурах создавала риск появления новых неровностей. Но перекос был сильным, и старший мастер решил чинить.

17:00, ж/д станция Бологое. Телеграфист станции Бологое, вспомнив о полученной из Москвы телеграмме, неторопливо отнес ее в отдел пути.

18:25, перегон Березайка - Поплавенец. "Аврора" терпит крушение. С рельсов сошли все 15 вагонов поезда. В опрокинувшемся вагоне-ресторане от кухонной плиты произошло возгорание. Огонь быстро охватил весь вагон, перекинулся на соседние и побежал по электропроводам.

"Если что, ребенка заберу в свою семью"

Раненые, напуганные люди выбирались из вагонов. Про сумки и багаж не думали, помогали соседям выбраться из-под завалов, передавали детей в окна.

"Я достала из чемодана простыни, разорвала их, промыла и забинтовала рану, - делится воспоминаниями Валентина. - Поскольку после университета я была медсестрой запаса, медицинскую помощь оказывала вполне профессионально".

Мысли, признается она, были на удивление спокойными и ясными. Вот принесли маленькую годовалую девочку. "Что, если ее родители не найдутся? Не страшно, мы ее оставим в нашей семье", - размышляла Валентина.

К счастью, мама малышки нашлась, и у Валентины забрали девчушку.

Когда произошла трагедия в Шереметьево, пассажиры, по рассказам очевидцев, старались вынести свой багаж. Кто-то из-за этого не успел выйти... При крушении "Авроры" пассажиры помогали друг другу. Фото: globallookpress.com

 

"Каждый нашел себе дело: женщины собирали постельное белье, воду и перевязывали раненых. Мужчины выламывали окна в поврежденных вагонах, чтобы освободить оставшихся там заложников, - вспоминает Ксения, ее цитирует "АиФ". - Мне запомнилась женщина с сильно порезанным лицом. Она очень переживала за свой внешний вид, рыдала, ходила и просила у всех зеркало. Зеркало ей не давали".

Пользователь lesorub6 тоже поделился своими воспоминаниями о том дне.

"Будучи ребенком, ехал на этом поезде. Слегка дремал. Потом вагон очень сильно затрясло. Потом помню, что лежу в проходе между креслами… Несколько мужчин, встав на кресла, пытались ногой выбить окна, меня передали через выбитое окно на улицу. Меня отвели сидеть под каким-то кустом, а мама пошла помогать".

За водой - по болоту

Пожар из вагона-ресторана перекинулся на другие вагоны. На тот момент пожарные машины, спешившие из Бологого, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей, не смогли оперативно добраться до места - всему виной была болотистая местность.

Пожарный поезд, вышедший к месту крушения, быстро исчерпал запасы воды из-за большого масштаба пожара.

В итоге, чтобы добыть воду на тушение огня, было организовано постоянное движение пожарных автомобилей от водоисточника, находящегося примерно в двух километрах от места аварии, до ближайшего места, к которому можно было подъехать.

С запуском новых поездов "Сапсан" устаревшая "Аврора" оказалась лишней на линии. Фото: globallookpress.com

 

"Это место было примерно в 150-200 метрах от железнодорожного полотна, а потом - сплошной болотистый участок, где глубина воды достигала местами 50-60 см", - вспоминают спасатели.

Пожарным пришлось сделать проход по этому участку из срубленных деревьев и проложить рукавные линии для подачи воды для тушения пожара.

Как только весть о крушении "Авроры" начала распространяться, люди заговорили о том, что количество погибших - почти 80% пассажиров. Но это было неправдой. Согласно официальным данным, погибли 28 человек и ранены 122. На месте крушения жертвам аварии был установлен скромный мемориал.

После крушения "Авроры" ее вагоны были модернизированы, а время в пути увеличилось до 5 часов 30 минут. В апреле 2010 года легендарный поезд, перевозивший пассажиров более сорока лет, совершил последний рейс. С запуском новых поездов "Сапсан" устаревшая "Аврора" оказалась лишней на линии.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх